Скачать рассказ
Страница Алтая

(год 2000-й - июль)

Горно-Алтайск

С фотографии глядят на нас четыре безумных глаза наших полупьяных друзей. Они смотрят на такого же фотографа, спрятавшегося за объективом. На заднем плане - автовокзальные стены из белого Горно-Алтайского кирпича, чуть замаранного бомжовыми фуфайками. Самих бомжей мне с трудом удалось отогнать от Антоши и Малого, чтобы не портить снимок, может и зря.

Катунь

На белой "пятерке" путь наш лежал в Усть-Коксу через Манжерок. Точнее через базу "Манжерок", куда должна была приплыть с далеких Больших Яломанов по не менее большой Катуни, Татьяна. Плыла она на рафте и много гребла при этом.

ГЭС

Нашли ее уже опохмеленную и очень радостную. В промежутках между взмахами весла она иногда прыгала в Чемальскую ГЭС, а иногда не прыгала.

Мульта

В Манжероке было куплено пиво, а в Усть-Коксе - шампанское. На фотографии вы видите шесть веселых глаз и три лица (если это можно назвать лицами) с хлебом. Это процедура прощания в Мульте. Шампанское хорошо легло поверх "Балтики №9", а путь предстоял неблизкий. У Малого в руке клык мамонта, которого АнтоНЕО и Татьяна забили кирпичами. Проснулись утром в маральнике уже вдвоем. Антон с Шуриком шли другой дорогой, точнее без дороги. Путь их лежал к озеру Тальмень. Всю ночь вокруг бегали маралы. Нам казалось, что это местные жители празднуют выходные катанием на резвых скакунах и шумным карнавалом.

Перевал

После вчерашней попойки и утреннего опохмеления спиртиком, я не поверил компасу, а Танюша поверила мне. Результат - перевал долбое.., т.е. дибилов, или как его там. Тропы нет, трава по пояс (мне), идти тяжело, к обеду уснули. Разбудили нас лесники со сворой собак. Сказали, что Мультинские озера в другой стороне.
Пришлось спускаться вниз. Ночевали снова в маральнике.

Озеро

На следующий день, уже без опохмеления, взяли правильный курс и наконец к обеду (по времени Татьяны) или вечеру (часам к 16-17 по моему среднегалактическому) дошли до Нижнего Мультинского озера. По дороге набрали жимолости и опустили ее в спирт.

Утро
Вид из дверей

Ночью очень хотелось пить. Я выбрался из палатки около четырех часов и чуть не утонул в холодном тумане. Утром перебрались на соседнюю стоянку. Познакомились с лесниками.

К среднему озеру
На среднем озере

Чуть позже отправились на экскурсию к верхним озерам. Взяли с собой фотоаппарат, сало, немного сухарей и по свитеру на случай холодов. Про фляжку со спиртом я не упоминаю, т.к. без нее уходить было нельзя. Палатка осталась на берегу Нижнего озера, а ценные вещи были оставлены у лесников.

У егеря

Среднее озеро нам понравилось меньше, чем Нижнее, и мы сбились с пути, пойдя по правой стороне вместо левой. Когда козлячья тропа совершенно исчезла, на лодке к нам подплыл егерь Иван Фомич. Его кордон охранял вход в охранную зону заповедника. Дальше без него идти нельзя. Пришлось остаться у радушного хозяина на обед.

На верхнем Мультинском
Верхнее Мультинское озеро

Рядом расположилась группка из Новосибирска. Двое, бывшие спортсмены (или типа того). Когда мы подошли, они сидели и молча смотрели в карты. Это произвело впечатление на Фомича. Они сказали, что давно не дышали высотой. Я хотел хихикнуть, но сдержался. С ними были три дамочки, оставшиеся на кордоне и один дядечка, который пугал нас страшными переходами в этих краях. Они собирались остаться, а егерь затопил баню. Двое "бывших альпинистов" собрались побродить по снегам в районе заповедника, а мы до Верхнего озера должны были пойти с ними. Егерь сказал, что туда пойти можно только организованной группой. Мы же, люди неорганизованные, ждали три часа "профессионалов", пока те обедали, кипятили чай (два раза проливая его в костер), пока собрались и подошли к нам. До озера дошли часа за два. Смеркалось. Прогулка стоила того. Красота все окупала.

Снова на нижнем озере

По дороге к озеру Танюша подвернула ногу. Это затруднило возвращение. В полной темноте добрались до Фомича. Он нас приютил, накормил и уложил спать. На следующий день, утром мы, ковыляя, направились вниз. Кошка егеря провожала нас до самого Нижнего озера. Дошли до палатки. Устроили "постирушки".

Пермские друзья
Столик

А к вечеру, ближайшая к нам стоянка наполнилась гомоном и радостными воплями. Это подошли наши новые друзья из Перми. Привет им! Вечером был легкий дебош. Ели хариусов, пили настой из ягод жимолости, песни пели, устраивали фейерверки. Утром опохмелялись Гамми-Ягодами (жимолостью полной спирта). И все это в честь дня рождения Василия Шукшина. Лесники при этом присутствовали и принимали непосредственное участие.

Уймонская степь

К обеду следующего дня ребята пошли на верхние озера и далее через перевал к озеру Тальмень, а мы сделали попытку перевалить к соседней речушке, чтобы половить хариуса. Попытка не удалась, Танюшкина нога мешала ей идти. Пришлось прогуляться до деревни Мульта и даже чуть подальше, до Катуни (около 30 км). Потом, ночью мы катались на бричке по бездорожью по Уймонской степи, заезжая в разные деревни и поселки. Добрые селяне высадили нас в час ночи , где-то около трассы, на скошенном поле. Уснули крепко. А рано утром, в 6 утра, в палатку стучали. Это водитель УАЗика взялся подвести нас до базы Манжерок по цене автобуса. Поехали.

Телецкое
Телецкое озеро

В Манжероке меня насильно сплавили по гладкой и спокойной Катуни. После и до этого было выпито много барнаульского пива. Еще через два дня нас занесло на Телецкое озеро. Остановились на первой попавшейся базе (ибо шел сильный дождь). База оказалась самой крутой на озере и называлась "Эдем". Погуляли по округе. Осмотрелись. Нет, сюда надо устроить качественный походец, а не жить на базе. Например сплавиться по Бие на плоту типа Геккельбери Финна. А может устроить на таком плоту круиз вокруг озера. Или поход выходного дня на воздушном шаре?

P.S. Наши уральские друзья пересекли-таки перевал и попали на озеро Тальмень. Там они встретили Антона и Малого. Вместе они и вернулись домой. Так образовалось пермское представительство ПТО.